Я уже отмечал на прошлых занятиях, что аккордом
называется одновременное сочетание трех или
более звуков, которые расположены (или могут быть
расположены) по терциям.
Аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных
по терциям, называется трезвучием.
Аккорд строится от нижнего звука вверх. Не будем
подробно изучать состав (строй) мажорного и
минорного трезвучий: я подробно эту тему уже
освещал. Познакомимся с увеличенным и
уменьшенным трезвучиями. Увеличенное трезвучие
состоит из двух больших терций. Между крайними
звуками образуется увеличенная квинта. А если
упростить, то можно сделать так: построить
мажорное трезвучие, а квинту увеличить на
полтона. Буквенно-цифровое обозначение такого
аккорда - "Х"5+, где "ИКС" - буква,
обозначающая ноту. Уменьшенное трезвучие
состоит из двух малых терций, между крайними
звуками образуется уменьшенная терция.
Упрощенный вариант построения такого аккорда -
построить минорное трезвучие и уменьшить квинту
на полтона. Буквенно-цифровое обозначение -
"Х"5-. Ниже приведены все трезвучия,
построенные от ноты "До", с
буквенно-цифровыми обозначениями.
Все интервалы, составляющие мажорное и
минорное трезвучия, являются консонирующими (благозвучными)
интервалами. В число интервалов, составляющих
увеличенное и уменьшенное трезвучия, входят диссонирующие
(неблагозвучные) интервалы.
Когда звуки аккорда расположены по терциям, то
такое положение его называется основным. А вот
если взять и ТОНИКУ переместить на октаву вверх,
то уже получится обращение трезвучия. Затем
нижний звук (уже будет терция) опять переместить
на октаву вверх, - еще одно обращение. Первое
обращение называется секстаккордом и
обозначается цифрой 6, второе - квартсекстаккордом
- обозначается двумя цифрами 6 и 4.
Просьба не путать с буквенно-цифровыми
обозначениями.
Мы в дальнейшем будем изучать в основном как раз
буквенно-цифровые обозначения, для применения их
на практике. Но обращения трезвучий надо знать.
Ниже на рисунке приведены обращения в До-мажоре.
Таблица интервального строения обращений
мажорного и минорного трезвучий.
мажорный секстаккорд |
м. 3 + ч.4 |
минорный секстаккорд |
б. 3 + ч. 4 |
мажорный квартсекстаккорд |
ч. 4 + б. 3 |
минорный квартсекстаккорд |
ч. 4 + м. 3 |
Зная интервальное строение обращений
мажорного и минорного трезвучий и положение в
них основного звука, легко построить заданный
аккорд.
Теперь парочка практических примеров, что бы
было понятно, а для чего все это надо знать?
Сейчас я быстренько наберу в MIDI-редакторе два
небольших примера. В первом я сыграю
последовательность аккордов: T, S, D, T, используя
только основное положение трезвучий, а во
втором эту же последовательность, но используя
уже обращения, причем, не как попало, а чтобы
звуки из одного аккорда плавно переходили в
другой аккорд, так сказать, без скачков.
Первый вариант. Прослушать.
Второй вариант. Прослушать.
Вроде бы ничего не изменилось. А вот попробуйте
сыграть. Немножко неудобно в первом варианте
из-за скачков, а ведь мы еще используем только
примитивные (простые) аккорды. Вот и подумайте,
что дальше будет, когда пойдет более сложный
материал. Да и на слух тоже более будут заметны
эти скачки.
Попробуйте сами в других тональностях сыграть
такую же последовательность, стараясь
использовать обращения трезвучий.