В музыке звуки организованы во времени.
Чередование звуков равными по времени долями
образует в музыке равномерое движение (как
говорят, пульсацию). В этом движении звуки
некоторых долей времени выделяются ударениями.
Такие ударения называются акцентами.
Доли, на которые приходятся акценты, называются
сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми
долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей
времени называется метром.
Доля метра может быть выражена различной
длительностью.
Выражение долей метра определенной
длительностью называется размером. В нотном
письме размеры обозначаются двумя цифрами. Они
помещаются при ключе после знаков альтерации и
ставятя одна под другой. Например:
Верхняя цифра обозначает количество
метрических долей, а нижняя — какой
длительностью выражена доля метра в данном
размере.
Отрезок произведения от одной сильной доли до
следующей сильной доли называется тактом.
В нотной записи такты отделены друг от друга
вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта
черта называется тактовой чертой. Тактовая черта
ставится перед сильной долей для того, чтобы ее
выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале
образуется неполный такт, который называется
затактом. В большинстве случаев затакт не
превышает половины такта. Затакт может
образоваться и в середине произведения перед
любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части
произведения, ставится двойная тактовая черта.
В большинстве случаев произведения или
отдельные части их, начавшиеся с затакта,
заканчиваются неполным тактом, дополняющим
собой затакт.