Как мы уже знаем, простые метры могут объединяться в сложные. От слияния двух или нескольких простых разнородных метров образуются сложные смешанные метры. Для большей простоты их называют смешанными метрами, а размеры, их выражающие, — смешанными размерами.
Смешанные размеры встречаются в музыке значительно реже простых и сложных размеров. Наиболее употребительные из них пятидольные и семидольные: 5/4, 5/8, 7/4, 78.
Изредка встречаются и другие смешанные размеры, например 11/4.
Смешанные размеры отличаются от сложных размеров некоторыми особенностями:
1) строение смешанных размеров зависит от последователь- ности простых размеров, их составляющих, что влияет на чередование сильных и относительно сильных долей такта;
2) чередование сильных и относительно сильных долей такта следует неравномерно.
Например:
а). Пятидольные размеры:
Обратите внимание на "зависимость"
сильных долей (под нотой сильная доля выделяется
"птичкой") от размера, указанного при ключе.
В первом случае акценты приходятся на первую и третью доли, во втором случае — на первую и четвертую доли такта.
б) Семидольные размеры: 7/4 (3/4+2/4+2/4) и 7/4 (2/4+2/4+3/4). Попробуйте определить самостоятельно сильные и относительно сильные доли, пользуясь примером выше.
Здесь в первом случае акценты приходятся на первую, четвертую и шестую доли такта, во втором случае — на первую, третью и пятую доли такта.
Строение такта — 7/4 (2/4+3/4+2/4) в музыке почти не встречается.
Бывают случаи, когда в одном и том же музыкальном произведении меняется порядок чередования простых размеров, составляющих смешанный размер.
Для удобства чтения нот в смешанном размере, иногда рядом с основным обозначением размера пишут в скобках вспомогательное обозначение в виде чередования простых размеров в такте, как мы уже только что видели.
Встречаются также переменные размеры. Допустим, один такт идет на три чеверти, а следующий уже на четыре.