Диатонические интервалы гармонические подразделяются на консонирующие и диссонирующие.
Слово консонанс в музыке означает согласное, сливающееся звучание (созвучание).
Слово диссонанс означает разнозвучание, резкое, не сливающееся.
К консонирующим интервалам относятся:
а) чистая прима чистая октава |
весьма совершенный консонанс; |
б) чистая кварта чистая квинта |
совершенный консонанс; |
в) малая терция большая терция малая секста большая секста |
несовершенный консонанс. |
К диссонирующим интервалам относятся: |
|
малая секунда, большая секунда, увеличенная кварта, уменьшенная квинта, малая септима, большая септима. |
Как правило, все консонирующие интервалы обращаются в консонирующие, а диссонирующие интервалы обращаются в диссонирующие.
Нотные примеры разбирать не будем, попробуйте сами сыграть (или набрать на компьютере), а вот что хочу сказать. Диссонирующие интервалы весьма помогают в обогащении гармонического спектра аккорда. Вот, например, простой мажорный аккорд (ми-мажор), а к нему добавим малую терцию через октаву (забегая вперед, скажу, что мажорный аккорд состоит из большой терции и малой, более подробно мы все это будем изучать, а примеры даю для того, чтобы Вы более серьезней отнеслись к теме "Интервалы"). Возьмем ми-мажор (ми - соль-диез - си). Малая терция через октаву: соль-бекар. Соль-бекар и соль-диез - это увеличенная прима (энгармонизм малой секунде). Вот послушайте трезвучие (аккорд, состоящий из трех звуков) ми-мажор, а затем от ноты ми построим малую дециму (соль-бекар) (послушать). Секунда (условно назовем этот интервал секундой, хотя помните, что это увеличенная прима) через октаву, относится к диссонирующим интервалам, а придает музыке своеобразие, насыщение.