ТОНАЛЬНОСТЬ. МАЖОРНЫЕ ТОНАЛЬНОСТИ ДИЕЗНЫЕ И БЕМОЛЬНЫЕ. КВИНТОВЫЙ КРУГ. ЭНГАРМОНИЗМ МАЖОРНЫХ ТОНАЛЬНОСТЕЙ |
Натуральный мажорный лад может быть построен от любой ступени (как основной, так и производной) музыкального звукоряда (при условии сохранения в нем той системы расположения ступеней, которую мы проходили выше).
Высота, на которой распложен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука, принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначении тоники и лада, то есть слова мажор. Например: До мажор или C-dur*(no буквенной системе); Соль мажор или G-dur и т. д.
Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда. Вспомним строение мажорного лада (два тона, полутон, три тона, полутон).
Если построить от ноты До чистую квинту вверх, а от полученной квинты (нота Соль) уже строить мажорный звукоряд, то получится, что VII ступень надо повысить на полтона. Сделаем вывод, что в тональности G-dur, т.е. соль-мажор, один ключевой знак - Фа-диез. Теперь идем дальше проторенной дорожкой. От ноты Соль строим вверх квинту (получим ноту Ре), а от нее опять строим мажорный звукоряд, хотя уже можно и не строить, поскольку мы уже знаем, что надо повысить седьмую ступень. Седьмая ступень - нота До. Коллекция диезов у нас с Вами сейчас вырастет. В тональности Ре-мажор уже два ключевых диеза: фа-диез, до-диез. Итак будет продолжаться, пока мы не используем все 7 знаков при ключе. Для тренировки желающие (хотя советую всем) могут произвести эксперимент такого же порядка. Т.е. (повторим) от ноты До строим квинту вверх, при помощи схемы: тон-тон, полутон, тон-тон-тон, полутон - высчитываем строение мажорной гаммы. От полученной ноты опять строим квинту вверх… и так продолжаем, пока не закончатся деньги… ой, диезы.
Предлагаю Вашему вниманию мое "произведение искусства" - рисунок - для ознакомления со всеми этими диезами, устойчивыми и неустойчивыми звуками в каждой тональности. Прошу запомнить, что порядок "появления" диезов строго регламентирован. Выучите наизусть: Фа-До-Соль-Ре-Ля-Ми-Си. А на следующем занятии мы познакомимся с правилами "появления" бемольных знаков при ключе.
А если от ноты До построим квинту, но ужу вниз. Получим ноту Фа. От этой ноты начнем строить по нашей схеме мажорную гамму. И увидим, что кварта (то есть нота си) уже требуется пониженная (вот Вы постройте), т.е. си-бемоль. Построив гамму Фа-мажор от тоники (нота Фа) опять строим квинту вниз (Си-бемоль)... Рекомендую построить все полностью тональности для практики. А я Вам приведу на рисунке все бемольные тональности. Порядок появления (расположение) ключевых бемолей тоже строгий. Прошу запомнить наизусть: Си-Ми-Ля-Ре-Соль-До-Фа, то есть наоборот, чем у диезных знаков.
Кварто-квинтовый круг мажорных тональностей
А теперь обратим внимание на устойчивые звуки (любой тональности на выбор). Они образуют мажорное трезвучие тоники (вопрос для повторения: что такое тоника?). Ну вот, мы чуть-чуть уже затронули обширнейшую тему "Аккордов". Не будем забегать вперед, но научитесь, пожалуйста, строить тонические трезвучия (в данном случае - мажорные) от любой ноты. Этим Вы заодно научитесь строить, так сказать, аккорд тоники - основной аккорд - какой-либо тональности.