Как было сказано ранее, повышение и понижение основных ступеней (кстати, вопрос на засыпку: что такое основные ступени? Кто забыл, быстренько нашли это в предыдущих уроках, а то поставлю два) называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар (отказ). Они пишутся следующим образом:
Знаки альтерации, выставляемые при ключе, называются ключевыми. (Забегая вперед, скажу, что ключевые знаки действуют на протяжении всего музыкального произведения, если не будут отменены другими знаками, но об этом позже), а при нотах - случайными. Это видно на нижеследующем рисунке.
Чуть-чуть для закрепления. Ключевые знаки альтерации действительны на протяжении всего музыкального произведения для всех октав. Случайные же знаки действительны только на один такт и лишь для того звука, перед которым они стоят.
Кроме основных длительностей, с которыми мы уже знакомились, в нотном письме применяются еще знаки, увеличивающие длительности.
К ним относятся:
а) Точка, увеличивающая данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:
б) Две точки, увеличивающие данную длительность на половину и еще на четверть ее основной длительности:
в) Лига, вогнутая линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты:
(продолжительность данных длительностей будет равна их сумме)
г) Фермата, знак, обозначающий не ограниченное временем увеличение длительности. Почему-то многие улыбаются, при знакомстве с этим знаком. Да, действительно, длительность нот надо увеличивать, но все это делается в разумных пределах. А то ведь можно и так увеличить: "... а дальше я завтра сыграю". Фермата представляет собой небольшой полукруг с точкой в середине изгиба:
Фермата ставится над или под нотой.