Кроме слоговых названий звуков, в музыкальной практике употребляется способ буквенного обозначения звуков, основанный на латинском алфавите.
Семь основных ступеней обозначаются следующим образом:
С, А, Е, F, G, А, Н, B (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, си-бемоль).
В средних веках, когда формировалась эта система, звукоряд начинался си звука ля, а звук си-бемоль был основной ступенью. Позднее звук си-бемоль был заменен звуком си.
Для обозначения производных ступеней к буквам прибавляются слоги: is - диез; isis - дубль-диез; es - бемоль; eses - дубль-бемоль. Например:
cis - до-диез, fisis - фа-дубль-диез, des - ре-бемоль, geses - соль-дубль-бемоль.
Исключение составляет производная ступень си-бемоль, за которой сохраняется обозначение буквой В, b.
При гласных о и е в слоге es буква е, для удобства произношения, отбрасывается; получается:
ми-бемоль не ees, a es;
ля-бемоль не aes, a as.
Для обозначения октав к буквам добавляются цифры или черточки. Звуки большой и малой октавы обозначаются соответственно прописными и строчными буквами (большими и малыми).
Например, ля большой октавы — А, соль малой октавы - g. Звуки от первой октавы до пятой обозначаются строчными буквами с прибавлением цифр, соответствующих названию октав, или такого же количество черточек сверху. Например:
Звуки контроктавы и субконтроктавы обозначаются прописными буквами с добавлением к ним цифр или черточек снизу.
Например: