Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из образующих его ступеней. Увеличенные интервалы могут образовываться от чистых и больших интервалов, а уменьшенные - из чистых и малых. Исключение составляет только чистая прима. Сами подумайте, куда ей, бедненькой уменьшаться? В саму в себя, что ли? Все увеличенные и уменьшенные интервалы называются хроматическими. Не следует смешивать с хроматическими интервалами увеличенную кварту и уменьшенную квинту (тритон - от слов "три тона"), являющиеся диатоническими интервалами.
Попробуем построить увеличенный интервал. Возьмем, к примеру, большую терцию до - ми, где до является основанием. Повысим ноту ми на полтона - получим ми-диез (ни в коем случае нельзя говорить фа, потому что уже получится чистая кварта). А теперь попытайтесь построить от других больших или чистых интервалов увеличенные.
Теперь разберем пример построения уменьшенных интервалов. Вспомним, что они строятся только из малых и чистых. Возьмем, к примеру, малую сексту от ноты до вверх. Т.е. до - ля-бемоль. Уменьшим (понизим) ля-бемоль на полтона - в итоге получим (прошу внимания!!!) ля-дубль-бемоль. Опять же ни в коем разе нельзя говорить соль-бекар, потому что получится чистая квинта. Интервалы различной количественной величины, одинаковые по звучанию, называются энгармонически равными интервалами.