Перемещение звуков интервала, благодаря которому нижний звук становится верхним, а верхний звук - нижним, называется обращением интервала.
Возможны два способа перемещения звуков, а именно:
1. Перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх.
2. Перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.
В результате обращения данного интервала получается новый интервал.
Как правило, все чистые интервалы обращаются в чистые, малые - в большие, большие - в малые, увеличенные - в уменьшенные, уменьшенные - в увеличенные, дважды увеличенные - в дважды уменьшенные и наоборот. Исключением из правила является увеличенная октава, не имеющая обращения. Если сложить данный интервал и его обращение, то в результате получится октава. Поэтому сумма качественной величины интервалов, обращающихся друг в друга, всегда будет равна шести тонам.
Чтобы облегчить построение секст и септим вверх и вниз от данного звука, рекомендуется пользоваться обращением интервалов. Для построения заданного интервала вверх берется октава от исходного звука вверх и из нее вычитается обращение заданного интервала сверху вниз. Например, малая секста от звука фа вверх: от ноты фа строим вверх чистую октаву, от верхней ноты вниз строим большую терцию.
Для построения заданного интервала вниз берется в том же направлении октава от исходного звука от исходного звука и из нее вычитается обращение заданного интервала снизу вверх. Например, большая септима от звука до-диез вниз. На основе вышеуказанного примера строим вниз чистую октаву, от нижней ноты строим вверх малую секунду.
Прежде чем поговорить об новой теме (составные интервалы), я хочу немного "понудить" (ну какой же педагог не зануда, хоть в небольшой степени?). Послушайте небольшую "серию" разлагольствования на тему: "А вообще для чего нужны интервалы и вообще теория?" Можно, конечно, отделаться тресложной формой, типа: "Надо, Федя, надо", - но от этого никому не будет легче. Есть люди-самоучки, так они играют, не зная нотной грамоты, дай Бог каждому. Но это, так сказать, гении, а что делать таким, как я и похожим на меня? Ответ прост: "Учить теорию". Вот если на музыкальном инструменте сыграть несложный аккорд, а к нему добавить еще дополнительно звук и послушать: а красиво ли получается? И так можно слушать до посинения, а затем и до следующего восхода солнца. А если подойти вдумчиво и зная заранее, какой звук добавить... Вы поняли мою мысль? Во-первых, украсите свой аккорд (нам еще предстоит познакомить с ними - аккордами, - когда время придет), а во-вторых, сэкономите время на поиски нужного (красивого) аккорда. А так как аккорд - это не что иное, как несколько интервалов, то вот Вам факт налицо. Я не просто так, от делать нечего задумал эту тираду слов, а для того, чтобы Вы посерьезней отнеслись к теме "Интервалы".