К сожалению, в музыкальных учебных заведениях лады народной музыки изучаются не в той мере, какой они заслуживают. Знание этих ладов поможет Вам при аранжировках, импровизациях. Поэтому постарайтесь сами подольше задержаться на этой теме и разучите эти лады на инструменте.
В народной музыке, а также и в классической можно встретить кроме мажора и минора применение других ладов. Давайте познакомимся с некоторыми ладами народной музыки, наиболее часто встречающимися, главным образом в песенном творчестве разных народов.
Музыка, как и любая другая отрасль искусства, в течение многих веков, в процессе своего развития, складывалась у различных народов по-разному. Те лады, которые встречаются в музыкальном творчестве народа, которые укоренились как общепринятые лады в мировой музыкальной практике, образовывались постепенно. Известны примеры народной песни, построенной всего лишь на двух и трех звуках, а также встречаются мелодии из четырех-шести различных звуков.
В народной музыке встречаются семиступенные лады с различной диатонической последовательностью ступеней. Это различие последовательности ступеней в ладах зависит от порядка расположения в звукоряде больших и малых секунд. Этим лады народной музыки отличаются от натуральных мажора и минора (и друг от друга), но так как тониками в них являются или мажорное, или минорное трезвучия, то целесообразно их рассматривать как особые виды (разновидности) мажора и минора.
К семиступенным ладам народной музыки относятся два лада мажорного наклонения: с пониженной VII ступенью и повышенной IV ступенью; и два лада минорного наклонения: с повышенной VI ступенью и пониженной II ступенью (Благодаря внешнему совпадению звукорядов диатонических семиступенных ладов народной музыки с звукорядами, существовавшими в музыке средних веков, им были присвоены названия этих средневековых ладов: мажору с пониженной VII ступенью - миксолидийского лада, мажору с повышенной IV ступенью - лидийского лада, минору с повышенной VI ступенью - дорийского лада, минору с пониженной II ступенью - фригийского лада).
Лад, в котором по сравнению с натуральным мажором понижена VII ступень, довольно часто встречается в народных песнях. Понижение VII ступени ослабляет тяготение ее в I ступень и этим напоминает интонационную особенность VII ступени натурального минора. В нем образуется от I ступени малая септима.
Характерной особенностью этого лада является минорное трезвучие на V ступени и мажорное трезвучие на VII ступени.
Значительно реже встречается лад, в котором по сравнению с натуральным мажором повышена IV ступень. В нем образуется от I ступени увеличенная кварта.
Лад, в котором по сравнению с натуральным минором повышена VI ступень, образует от I ступени большую сексту.
Особенностью этого лада являются мажорные трезвучия на IV и VII ступенях.
Лад, в котором по сравнению с натуральным минором понижена II ступень, образует от I ступени малую секунду.
В народных песнях довольно часто встречается лад, состоящий из пяти ступеней, располагающихся в звукоряде по большим секундам и малым терциям. Такой лад называется пентатоникой. Звуки на черных клавишах фортепиано, взятые в любом поступенном порядке в пределах октавы, образуют звукоряд пентатоники. Следовательно, в состав пентатоники входят: либо одна малая терция и три большие секунды, либо две малые терции и две большие секунды. Особенностью этого лада является отсутствие в его звуковом составе малых секунд (полутонов). Благодаря этому в пентатонике нет ярко тяготеющих неустойчивых звуков, свойственных диатоническим ладам. Ступени пентатоники не образуют тритона.
Наибольшее применение получили следующие два вида пентатоники.
Пентатоника с мажорным трезвучием на I ступени. По своему характеру она напоминает мажор. По сравнению с натуральным мажором в пентатонике отсутствуют IV и VII ступени:
Пентатоника с минорным трезвучием на I ступени по своему характеру напоминает минор. По сравнению с натуральным минором в пентатонике отсутствуют II и VI ступени:
Пентатоника довольно широко распространена в музыке некоторых народов нашей страны, а также и в музыке других народов, например монгольской и китайской музыке, вследствие чего пентатонику иногда называют китайской гаммой. Примеры пентатонных звукорядов:
Истоками реалистической музыки всегда являлось и является народное творчество (песни). Поэтому в русской классической музыке можно встретить применение народных ладов; в музыке современных композиторов народное творчество также находит свое отражение.