Кроме описанных выше ладов, существуют лады,
объединяющие в себе два лада. Тоники их
проявляются в музыке, чередуясь, поэтому они
называются переменными ладами.
Один вид такого лада называется переменный параллельный лад. Благодаря общему звуковому составу параллельные мажор и минор могут сливаться в один лад. В таком ладе, чередуясь в процессе развития мелодии, проявляются две тоники: мажорная и минорная, они имеют два общих звука в составе своих трезвучий.
Другой вид переменного лада называется мажоро-минором. В нем чередуются или сопоставляются одноименные мажор и минор. Обычно встречаются такие примеры мажоро-минора, когда один из них преобладает над другим. Это выражается в том, что один из них начинает и заканчивает собой мелодию или музыкальное произведение.
В музыке встречается минорный лад с двумя увеличенными секундами. По сравнению с натуральным минором в нем повышены IV и VII ступени. Его называют дваждыгармоническим ладом.
Изредка можно встретить в музыке лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется целотонной. В этом ладе на всех ступенях образуются увеличенные трезвучия. Поэтому он называется увеличенным ладом.