Назад Домой Вперед
РОДСТВО ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.

Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.

В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки (подробнее о переходах в другие тональности мы узнаем на следующих занятиях), - побочными.

Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей. Например: До мажору родственны тональности:

Фа мажор IV ст. тональности главных ступеней
Соль мажор V ст
ля минор VI ст. параллельная главной тональности
ре минор II ст. параллельные тональностям главных ступеней
ми минор III ст.
фа минор IV (г.) ст. тональность минорной субдоминанты
ля минору родственны тональности:
ре минор IV ст тональности главных ступеней
ми минор V ст.
До мажор III ст. параллельная главной тональности
Фа мажор VI ст. параллельные тональностям главных ступеней
Соль мажор VII ст.
Ми мажор V (г.) ст. тональность мажорной доминанты

По указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натурального и гармонического До мажора и ля минора, и будут тониками перечисленных выше родственных им тональностей.

ХРОМАТИЗМ. АЛЬТЕРАЦИЯ

Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения. Образованная таким путем новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации.

Любая ступень лада может быть хроматически изменена. При изучении различных видов мажора и минора нам уже пришлось столкнуться с элементом хроматизма. Пониженная VI ступень в мажоре и повышенные VI и VII ступени в миноре - это хроматически измененные ступени, поэтому знаки, обозначающие их изменение, как известно, пишутся около нот, а не при ключе.

В указанных случаях хроматизм является как бы постоянным изменением основной ступени, благодаря чему и возникают самостоятельные виды лада.

Кроме того, хроматизм может иметь характер случайный, проходящий, как временное изменение той или иной ступени, обостряющее тяготение.

Хроматическое изменение неустойчивых звуков, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам, принято называть в теории альтерацией.

Альтерировать (изменять) можно лишь ту ступень, которая отстоит от устойчивой ступени на расстояние большой секунды. Таким образом, в мажоре может быть: повышена и понижена II ступень, повышена IV ступень, понижена VI ступень.
В миноре может быть: понижена II ступень повышена и понижена (пониженная IV ступень часто энгармонически заменяется повышенной III ступенью) IV ступень повышена VII ступень

Повышенная VI ступень в мелодическом миноре носит иной характер. Она выравнивает поступенное восходящее движение по звукоряду.

Схемы альтерации в мажоре и миноре:

Вследствие альтерации в мажорном и минорном ладах возникает ряд новых хроматических интервалов. Из них чаще встречаются: уменьшенные терции и увеличенные сексты.

Ум. 3 разрешается в чистую приму, а ув. 6 - в чистую октаву. Например:

Сайт создан в системе uCoz