Все мажорные и минорные тональности образуют группы тональностей, находящихся между собой в гармоническом родстве.
Родственными называются те тональности, тонические трезвучия которых находятся на ступенях данной (исходной) тональности натурального и гармонического видов.
В музыкальном произведении начальная тональность называется главной, а тональности, сменяющие ее в процессе развития музыки (подробнее о переходах в другие тональности мы узнаем на следующих занятиях), - побочными.
Каждая тональность имеет шесть родственных тональностей. Например: До мажору родственны тональности:
Фа мажор IV ст. | тональности главных ступеней |
Соль мажор V ст | |
ля минор VI ст. | параллельная главной тональности |
ре минор II ст. | параллельные тональностям главных ступеней |
ми минор III ст. | |
фа минор IV (г.) ст. | тональность минорной субдоминанты |
ля минору родственны тональности: | |
ре минор IV ст | тональности главных ступеней |
ми минор V ст. | |
До мажор III ст. | параллельная главной тональности |
Фа мажор VI ст. | параллельные тональностям главных ступеней |
Соль мажор VII ст. | |
Ми мажор V (г.) ст. | тональность мажорной доминанты |
По указанным примерам можно судить, что мажорные и минорные трезвучия, построенные на ступенях натурального и гармонического До мажора и ля минора, и будут тониками перечисленных выше родственных им тональностей.
Хроматизмом называется изменение основных ступеней диатонических ладов посредством их повышения или понижения. Образованная таким путем новая хроматическая ступень является производной и поэтому обозначается как основная, но со знаком альтерации.
Любая ступень лада может быть хроматически изменена. При изучении различных видов мажора и минора нам уже пришлось столкнуться с элементом хроматизма. Пониженная VI ступень в мажоре и повышенные VI и VII ступени в миноре - это хроматически измененные ступени, поэтому знаки, обозначающие их изменение, как известно, пишутся около нот, а не при ключе.
В указанных случаях хроматизм является как бы постоянным изменением основной ступени, благодаря чему и возникают самостоятельные виды лада.
Кроме того, хроматизм может иметь характер случайный, проходящий, как временное изменение той или иной ступени, обостряющее тяготение.
Хроматическое изменение неустойчивых звуков, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам, принято называть в теории альтерацией.
Альтерировать (изменять) можно лишь ту ступень,
которая отстоит от устойчивой ступени на
расстояние большой секунды. Таким образом, в
мажоре может быть: повышена и понижена II ступень,
повышена IV ступень, понижена VI ступень.
В миноре может быть: понижена II ступень повышена
и понижена (пониженная IV ступень часто
энгармонически заменяется повышенной III
ступенью) IV ступень повышена VII ступень
Повышенная VI ступень в мелодическом миноре носит иной характер. Она выравнивает поступенное восходящее движение по звукоряду.
Схемы альтерации в мажоре и миноре:
Вследствие альтерации в мажорном и минорном ладах возникает ряд новых хроматических интервалов. Из них чаще встречаются: уменьшенные терции и увеличенные сексты.
Ум. 3 разрешается в чистую приму, а ув. 6 - в чистую октаву. Например: