Композитор выбирает для своего произведения ту тональность, которую находит более подходящей по звучанию и регистру для задуманного им содержания. Но в то же время любое музыкальное произведение может быть перенесено в какую-либо другую тональность, выше или ниже тональности оригинала. Перенесение мелодии или музыкального произведения из тональности в другую называется транспозицией. Транспозиция широко применяется в вокальной практике. Иногда певец не может исполнить произведение ввиду "нессответствия" вокальной партии и голосовых данных, начинаются "хрипы", "петухи"... Вот в зависимости от диапазона голоса, вокалисты и исполняют произведение в удобной для них тональности (то есть - транспонируют). Известно, что применительно к диапазону голосов одна и та же песня или романс издаются в печати в различных тональностях.
Транспозиция применяется также при
переложении музыкального произведения с
оригинала для другого инструмента, например,
скрипичной пьесы для альта или виолончели.
Транспозиция производится тремя способами:
1) на данный интервал,
2) при помощи смены ключевых знаков
3) посредством замены ключа.
При транспозиции на данный интервал определяется тональность, в которую будет произведена транспозиция. Например, из Ре мажора транспонируем на малую терцию вверх. Новой тональностью будет Фа мажор. При ключе выставляется знак си-бемоль (вспомним, что в Ре мажоре - два ключевых знака: Фа и До (диезы). Все ноты переносятся в тональность Фа мажор с предварительным определением, каким ступеням и аккордам они соответствуют в тональности оригинала. Пример транспозиции вверх на интервал малой терции. Каждая нота переносится ровно на малую терцию. Но ведь так замучаешься, верно? Гораздо легче определить тональность, какая будет после транспонирования, поставить нужный ключевой знак, и... после определенных навыков Вам это не доставит так уж много хлопот.
Второй способ заключается в транспозиции на хроматический полутон вверх или вниз. В этом случае сменяются знаки при ключе, ноты остаются те же, а случайные знаки меняются на соответствующие им повышения или понижения при новом ключевом обозначении.
Например, транспонируем из Ля-бемоль мажора
в Ля мажор:
а) заменяем при ключе четыре бемоля на три диеза;
б) случайные знаки, если они имеются, повышающие -
бекары - заменяем диезами, а понижающие - бемоли -
бекарами. Пример транспозиции вверх на
хроматический полутон:
Третий способ заключается и подборе такого ключа, в котором бы тоника новой тональности писалась на нотном стане там же, где и тоника оригинала. Указанный способ применяется значительно реже первых двух и требует навыка свободной читки нот во всех ключах.