Назад Домой Вперед
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Для начала вспомним порядок записи ключевых знаков. Для диезов: Фа, До, Соль, Ре, Ля, Ми, Си; для бемолей: Си, Ми, Ля, Ре, Соль, До, Фа.

Основными признаками для определения лада и тональности данной мелодии служат: ключевые (о порядке их "появлениея-записи" мы только что вспомнили) и случайные знаки альтерации, строение самой мелодии, ее тоника и опорные звуки, выявляющие тоническое трезвучие.

По заключительному звуку мелодии можно судить о ее тонике (обычно мелодия заканчивается самым устойчивым звуков - тоникой), но не всегда. Не редки случаи, когда заключительный звук не является первой ступенью, что часто встречается в народных песнях. Начальный звук мелодии также не всегда бывает первой ступенью. Например:

Этот пример - общеизвестная русская народная песня - начинается V ступенью. Звук ля является опорным звуком первой части, чередуясь с другим опорным звуком фа (III ступень), оба эти звука не до конца выявляют тонику. Только лишь во второй части песни проявляются контуры тонического трезвучия (чистая квинта ре - ля). Заканчивается песня III ступенью. Давайте рассмотрим еще один пример, в миноре. По ключевому и случайному знакам, а также по строению самой мелодии можно установить, что это тональность Ми-минор, хотя мелодия начинается V ступенью, а заканчивается II ступенью:

В тех случаях, когда мелодия имеет сопровождение, определить лад и тональность значительно проще. Этому способствуют аккорды сопровождения. Заключительный аккорд, за редким исключением, всегда бывает тоническим трезвучием.

Сайт создан в системе uCoz